Школьная психологическая служба

В ГБОУ гимназии г.Сызрани работает педагог-психолог Пищугина Елена Юрьевна.

Внимание!!!

В период дистанционного обучения 6-11 классов педагог-психолог  ГБОУ гимназии г. Сызрани Пищугина Елена Юрьевна  проводит индивидуальные и групповые консультации в онлайн режиме. Групповые и индивидуальные занятия согласно графику работы психолога.

Запись на консультацию по телефону: 7 927 028-02-14

График работы педагога-психолога на период очного и дистанционного обучения, каникулярного периода:

понедельник    с 11ч.00мин. до 17ч.00мин.

среда                     с 11ч.00мин. до 17ч.00мин.

четверг                с 11ч.00мин. до 17ч.00мин.

телефон:  7 927 028-02-14 (viber, watsapp), электронная почта elena_pishugina@mail.ru.

На период дистанционного обучения: проводятся консультации в онлайн режиме по графику работы педагога-психолога. Предварительная запись по  телефону 7 927 028-02-14 (viber, watsapp).

Проводятся индивидуальное консультирование по переписке или в диалоговом режиме. Методическое психологическое просвещение всех участников образовательного процесса(учащихся, родителей, педагогов), по запросу.

Проведение консультаций возможно в удобное время для обучающихся и их родителей (законных представителей) по предварительной записи по указанным телефонам.



На основании письма министерства образования и науки Самарской области Самарской области от 24.09.2019г. № МО-16-09-01/981-ТУ сообщаем, что в целях оценки удовлетворенности граждан качеством услуг психолого-педагогической и консультативной помощи, предоставляемых организациями, оказывающих данные услуги, проводится опрос граждан.

Форма опроса размещена по адресу https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScz8BXImcXtMHhbj1oSSN4zejBQ4T8tr6hlMT7oq9W2ASDT3A/viewform

Обратите внимание, что при ответе на первый вопрос Анкеты необходимо нажать на «Другое» и написать ГБОУ гимназия г.Сызрани.


Памятка для родителей по оказанию психологической помощи детям и подросткам в кризисном состоянии

Памятка для родителей по оказанию психологической помощи детям и подросткам в кризисном состоянии

Ищите правильные ключики к подросткам

На консультации к психологу часто приходят родители с вопросом: как выстраивать отношения с подростком?
Первая задача родителя подростка — выжить. Вторая — стать ребенку ненужным. «Как это?» — спросите вы. Мать и отец, мол, ребенку нужны всегда!
Но на самом деле задача любых родителей — вырастить ребенка, который способен существовать без них. Это счастье, когда нам от человека ничего не нужно, мы можем его просто любить, делиться с ним своим хорошим настроением, оказывать ему поддержку. Это нормальные, взрослые отношения.
Не вешайте на детей свои проблемы. Во многом это наши тревоги, волнения, которые мы обрушиваем на ребенка, чтобы тот утешил и успокоил. У него самого гормональная буря, ответственность за собственную судьбу, неумение разбираться, что с ней дальше делать, отсутствие позитивных способов справляться со своими проблемами.
Еще одна задача, которая стоит перед нами, — самим не разрушиться от подростковых проблем. Да, мы не железные, тоже можем сломаться, иногда это имеет даже какой-то неожиданный воспитательный эффект. Но постоянно демонстрировать ребенку, что он взрослый и отвечает за маленькую беспомощную маму и большого беспомощного папу, — слишком тяжелая для него ноша.
К сожалению, очень часто наша культура поощряет только один инструмент — статусные демонстрации. Видели, наверное, как две кошки встречаются и начинают: кто сильнее встопорщит шерсть, страшнее выгнет хвост, самые большие зубы оскалит, самым противным голосом заорет, тот и оказывается прав. До поры до времени это с детьми работает. Потому что мы действительно больше и страшнее. Но лет в тринадцать-четырнадцать дети меняются. Вдруг понимают, что — оп! — они-то больше, страшнее и с ними все это уже не работает.
Один из ключевых моментов в общении с подростком — не меньше пятнадцати минут в день заниматься делом, которое приятно обоим. В это время не перебивать инициативу и не давать советов, оценок и указаний.
Часто бывает, когда нам кажется, что там у них глухая стена. И мы пытаемся пробить ее, чтобы достучаться. А стена оказывается картонной. И за ней ничего нет. Ты лупишь уже со всей силой в эту стену, чтобы ее пробить, кулак проваливается в пустоту. И человек, вместо того чтобы на тебя наброситься, вдруг скукоживается и плачет.
«Почему мне нельзя поехать на рок-фестиваль с друзьями?» «Да потому, что я боюсь. Мне страшно тебя отпускать. Чего я боюсь? Да я не знаю. Всего… Я хочу тебя привязать веревочкой к своей ноге, чтобы ты сидел рядом и я знала, что ты у меня занят делом». Но ребенок продолжает разговор на уровне аргументации, а не глубинных материнских страхов. Данный диалог обречен, потому что рациональных аргументов у нас для него нет. И с этим уже сделать ничего нельзя.
Е. ПИЩУГИНА,
психолог

Рекомендации психолога для родителей на каникулы

Наконец-то наступили каникулы, дети очень устали от напряженного графика в школе, от огромной эмоциональной и физической  нагрузки, как же хорошо и качественно провести этот короткий отпуск, чтоб набраться сил для начала учебного года?

Исходя из потребностей детей разного возраста можно предложить:

  1. Для младших школьников. Это возраст компетенции, т.е. желание осваивать что-то новое, быть лучшим в сфере учебы и успеваемости, получать хорошие оценки своей деятельности от учителя и родителя, значит можно предложить: изучение новой темы, например которая интересовала ребенка давно, но «руки не доходили», как вам изучение Космоса, а? а можно и на астрономическую экспедицию съездить в жигулевские горы, как идея? В этом возрасте дети еще позволяют и желают читать вместе с родителями книги не по школьной программе, найдите совместно интересные книги и читайте их по очереди. Это увлечение можно перевести в ритуал совместного времяпрепровождения. В пункте 2 вы найдете как можно этот ритуал и дальше соблюдать. А если ребенок давно хочет попробовать готовить, можно взять мастер класс от шеф-повара по приготовлению суши или пиццы, а можно заняться мыловарением, а можно и научиться готовить молочно-фруктовые коктейли, чтоб «подзарядиться» витаминами.
  2. Для подростков самой актуальной потребностью является общение со сверстниками и объединение по интересу , здесь можно для группы детей организовать выезд в Смолькино и полазить по каменным лабиринтам. А можно пройти квест-игру по интересу ребенка. Вариант, квест можно организовать и самим. А можно,  играя, изучить и попробовать себя в  профессии в Городе –профессий. А можно изучить новую программу по обработке видео, зарегистрироваться  и выложить свое  видео в YouTuBe. Да, в продолжении ритуала чтения, вариант совместно прослушивать аудиокниги, если данный вид общения присутствовал всегда, то у подростка не будет сопротивления на совместное чтение, проверено. Еще, подростку важно отрабатывать свою агрессию, причем в правильной форме, например,  подраться подушками, или пострелять друг в друга красками, или побултыхаться в аквапарке. Контакт с водой  лучше  и быстрее всего снимает напряжение.
  3. Для старших подростков на первое место выходит общение с авторитетными взрослыми, возможно, попасть в профессиональное сообщество, или съездить на экскурсию в университет?

Намеки мы вам дали, дело теперь за реализацией! Живите интересно)

6 января, в рамках проекта #«ПРОкачайЗИМУ» #ПРОкачайсвоеокружение,   педагог-психолог Пищугина Елена Юрьевна провела серию занятий для гимназистов и их родителей . С родителями обучающихся 3-4-ых классов обсуждались вопросы нового формата общения в семье, а родители 5-8-ых классов погрузились в поблему, связанную с правильным выстраиванием общения с детьми.
Обучающимся 5-6 классов предложили тему «Я представляю свое лицо обществу. Самопрезентация». Речь шла о личных страничках в социальных сетях, ставших развлечением и средствами связи с друзьями. Совместно с психологом ребята обсудили вопрос времени: сколько можно пользоваться гаджетами, чтобы не пропадать в Интернете часами, а то и сутками. Рассмотрели основные проблемы, с которыми может столкнуться ребенок в социальных сетях, и способы их решения. Для старшеклассников в преддверии экзаменов прошло занятие по теме «Я спокоен на все 100. Стабилизация эмоционального состояния».


Рекомендации для родителей по подготовке к ЕГЭ

Детей готовят к экзамену на протяжении целого года, но стресс от этого не уменьшается, а, наоборот, усиливается. Я посоветую вам несколько способов, которые помогут успокоить ребёнка перед экзаменом.

  1. «Экзамен сдает мой ребенок, а не я. А я могу быть только рядом для поддержки». Из этого следует правило : «Успокойтесь сами».
  2. Задайте себе вопрос: «Что самое плохое может случиться, если мой ребёнок не сдаст экзамен?» Затем честно и конкретно ответьте себе на этот вопрос, отбросив эмоции и панику. И вы поймёте, что ничего ужасного на самом деле не произойдёт. Если ребёнок не сдал экзамен, жизнь на этом не заканчивается. И всегда найдутся различные пути, которыми ему можно дальше идти, важно только их увидеть, а не ослепнуть от несчастья.

Только после того, как вы успокоились сами, вы сможете успокоить ребёнка перед экзаменами. Поэтому, пожалуйста, не пропускайте первые два пункта, только после них переходите к третьему!

  1. Донесите до ребёнка идею, что экзамен — это не смысл жизни.И даже не цель. Это только средство, с помощью которого можно оценить свои знания.
  2. Скажите ребёнку, что, независимо от того, какую оценку он получит на экзамене, вы всё равно его любите и будете любить дальше.
  3. Скажите ребёнку, что вы не сомневаетесь, в том, что он справится.Ваша внутренняя уверенность придаст ему силы, она «полезно заразительна».

6. В игровой форме напомните ребенку игры, для развития межполушарных связей. Исследовано, что во время стресса нарушается гармоничная работа левого и правого полушария, что снижает работоспособность. ( игры в приложении)

7.Готовьте ребенку его любимые блюда

Не нужно продумывать распорядок дня за ребенка – он в состоянии сделать это сам, но нужно проследить, что он достаточно ест и спит.  Если ребенок истощен, шоколадка на ЕГЭ его не спасет. Я считаю, что неделю перед  экзаменом нужно кормить ребенка тем, что он любит. Любит суши – готовьте суши, любит шашлык – жарьте шашлык. Любит блинчики – пеките блинчики. Последние несколько дней самые нервные,  поэтому нужно хорошо питаться. И конечно, в рационе необходимы  фрукты и овощи. На экзамен  ребенка обеспечить минеральной водой. Во время стресса происходит очень сильное обезвоживание, что снижает скорость нервных процессов.

  1. Скажите, что после экзаменов вы вместе с ним будете радоваться и праздновать победу, запланируйте совместное приятное мероприятие вместе с ребенком , а в случае провала вместе с ним горевать и искать новые решения, которые совершенно точно найдутся, и даже могут оказаться лучше тех, на которые вы с ним рассчитывали.

Жизнь прекрасна и удивительна, и пусть экзамены не омрачают вам её! Относитесь к экзаменам проще, и тогда они пройдут легко!

Несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования для детей.

При подготовке к сдаче ЕГЭ:

— Сделайте для начала эксперимент: какие ассоциации приходят к вам со словом лимон? А теперь ответьте себе на вопросы: вы представили  картинку лимона, яркий желтый фрукт? Или почувствовали  его вкус и во рту стало кисло? Или представили какие-нибудь манипуляции с ним, его начали трогать или  есть? А может быть вы на слух попытались воспроизвести это слово? Или вы стали думать о происхождении этого слова, его правильнописании, сколько в нем букв. Исходя из результатов, вы можете себе ответить на вопрос кто вы: визуал, кинестетик, аудиал или дигитал? Сложные слова, но на деле все очень просто. Если знать свою систему принятия и обработки информации, то вы сможете так помочь себе при подготовке к ЕГЭ. Начнем, если вы лимон увидели, то вам нужна визуальная, зрительная подача материала. Это может быть видео уроки, плакаты, распечатанные картинки, таблицы, текст. Если вы почувствовали вкус лимона или стали выполнять с ним действия, то вы относитесь к типу кинестетики, т.е. вам, изучая информацию ее нужно «щупать», «пробовать на вкус», «щупать»,  например книгу желательно держать в руках, или телефон, т.е. не просто смотреть на него но и ощущать, можно записывать важные данные дополнительно, а  читая материал, представляйте как будто вы выполняете действия,  что там описано. Если вы аудиал, воспринимаете на слух, то 1 вариант это слушать аудо-подачу материала, аудио книги, или и 2 вариант, вы можете билеты начитывать сами себе на диктофон и потом прослушивать, до тех пор пока не закрепится информация. И еще один вариант, если ваш одноклассник  визуал, а вы аудиал, то он читает, а вы слушаете, но это конечно же шутка. Дигитальная обработка информации говорит о том, что вам нужна информационная выжимка, «без воды», статистика, четкий текст и графики, вами хорошо запоминаются цифры.

— Не бойся делать «шпоры»! Когда ты будешь писать их, то подсознательно запомнишь все, что пишешь. Взяв «шпоры» на экзамен, ты удивишься, что они тебе не пригодятся! Ты все вспомнишь сам! Ну, и со «шпорами» гораздо спокойнее.

— Ошибиться с клеточкой, в которую нужно поставить галочку, очень легко. Чтобы этого не случилось, проделывай упражнение «линия». Берешь листок бумаги и карандаш, ведешь линию и сосредотачиваешь внимание только на ней. Как только поймаешь себя на отвлечении — делай маленький пик наверх. У тебя хороший уровень концентрации, если за три минуты нет ни одного пика.



Также можно обратиться за психологической помощью:

Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

ГБУ ЦППМСП «Центр диагностики и консультирования» 
г.о. Сызрань
г. Сызрань, ул. Гидротурбинная, д. 24а
Волкова Галина Александровна
Контакты: (8464) 37-58-65
http://cdk.minobr63.ru/
e-mail: cdk-syzran@mail.ru

ГБУ ЦППМСП «Центр социально-трудовой адаптации и 
профориентации» г.о. Сызрань
г. Сызрань, ул. Киевская, д. 5
Дронов Михаил Викторович
Контакты: (8464) 99-92-62, (8464) 99-92-52
http://www.cstaip-syzran.ru/
e-mail: cstaip@ncts.ru

Взрослым и детям!

Памятки для обучающихся, родителей и педагогов!

Памятка школьнику от школьного психолога.

Как помочь ребёнку адаптироваться к учёбе в 5 классе.

Как взаимодействовать с подростками группы риска.

Как подготовить ребенка к самостоятельной жизни.

Как преодолеть детскую игровую зависимость.

Как создать благополучный эмоциональный климат при подготовке к ЕГЭ.


Памятка для родителей. Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе.

Шпаргалка для классного руководителя от психолога гимназии с упражнениями и играми на сплочение детского коллектива.


Советы взрослым: что делать, если ребенок…

Младший школьный возраст — период активного познания мира, самостоятельности и созидания. Ребенок проявляет себя в учебе, спорте, творчестве, повседневных делах — и ждет признания и одобрения взрослых. Но радость от возросшей самостоятельности ребенка нередко сменяется огорчением и тревогой. Рассудительный и старательный младший школьник то превращается в неуправляемого трехлетку, то вдруг заставляет задуматься о приближающемся подростковом возрасте.

Предлагаемые советы помогут понять причины «неправильного» поведения ребенка и справиться с трудной ситуацией.

Обманывает

Когда родители обнаруживают, что ребенок обманывает их, то они чувствуют тревогу, возмущение и стараются отучить ребенка от «дурной привычки».

Что же скрывается за детской ложью? Как реагировать на обман и как научить ребенка быть честным?

Детская ложь — это способ:

  • скрыть свою вину или неудачу;
  • избежать наказания;
  • выразить враждебность или отомстить родителям за что-либо;
  • превзойти взрослого;
  • подчеркнуть свою значительность;
  • добиться похвалы или проявлений любви;
  • оказаться в центре внимания;
  • приукрасить действительность, пофантазировать.

Часто родители сами подают детям пример неправильного поведения, например, сообщают учителям придуманные причины пропуска ребенком уроков; просят детей сказать по телефону, что их нет дома; рассказывают о том, как их собственная ложь помогла им в какой-то ситуации. Также к родительской лжи относятся случаи, когда взрослые не выполняют обещания, данные ребенку.

Многие родители, стремясь разоблачить обманщика, начинают «игру» в «сыщика» и «преступника»: проводят расследования, устраивают «очные ставки», ищут доказательства обмана. Этого не следует делать: в результате «преступник» становится все изобретательнее, а в отношениях между детьми и родителями — все меньше доверия.

Что делать:

1) определите причину, по которой ребенок прибегает к обману. Спокойно обсудите случившееся и помогите ему осознать, что есть другие способы разрешить его проблему;
2) позаботьтесь о том, чтобы ребенок дома и среди сверстников чувствовал себя комфортно и уверенно;
3) будьте честны со своим ребенком — если вы нарушили данное ему обещание, извинитесь перед ним и объясните причины, которые помешали вам выполнить обещанное;
4) помните: и взрослые, и дети имеют право на личные тайны. Настойчивый интерес взрослых может подтолкнуть ребенка ко лжи;
5) не навязывайте ребенку слишком много правил и запретов — чем больше ограничений, тем больше вероятность их нарушения и последующего обмана из-за страха наказания. Хвалите ребенка, когда он говорит правду (особенно, если сказать ее было нелегко).

Ворует

Среди причин детского воровства можно выделить следующие:

  1. Сильное желание получить понравившуюся вещь (как правило, однократный поступок). Встречается у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Ребенок осознает аморальность поступка, но не может устоять перед искушением и пытается найти оправдания своему поступку.
  2. Недостаток развития нравственных представлений и воли. Основная причина — неправильное воспитание. Ребенок не понимает переживаний «жертвы», не умеет сопереживать другому человеку. Склонен подражать плохому примеру друзей, воровать «за компанию».
  3. Желание самоутвердиться. Ребенок хочет обратить на себя внимание, «купить» дружбу сверстников, угощая их купленными на украденные деньги конфетами или делая им подарки.
  4. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.Реакция на жестокое обращение или авторитарное воспитание. Реакция на чрезмерное количество запретов и ограничений. Ответ ребенка на неудовлетворение его потребностей. Такое воровство часто имеет «символический» смысл — стремление присвоить себе нечто материальное из-за невозможности «присвоить» (почувствовать) любовь близких людей.

Как реагировать на воровство:

  • постарайтесь понять, о чем говорит поведение ребенка, и адекватно отреагируйте и на факт воровства, и на причину, его вызвавшую;
  • без угроз расскажите ребенку о своих чувствах, связанных с его проступком;
  • сообщите ребенку о необходимости нести ответственность за свои поступки — украденную вещь следует вернуть владельцу. В случае «домашнего воровства» в зависимости от возраста ребенка возможны варианты: отработка украденных денег, отказ от планируемой покупки, лишение развлечений или иной способ возмещения ущерба.

Что делать:

1) обращайте его внимание на переживания человека, утратившего свою вещь. Разбирайте вместе с ребенком ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм;
2) обращайте внимание ребенка на необходимость нести ответственность за свои поступки, на возможность исправить содеянное, на муки совести и на облегчение, испытываемое в результате улаживания проблемы;
3) подавайте положительный пример ребенку своим поведением;
4) объясняйте ребенку «цену денег», рассказывайте, за что мама и папа получают на работе деньги, как и на что они тратятся, учите планировать бюджет, совершать покупки.

Сквернословит

Как быть, если дети используют в своей речи «плохие» (бранные, неприличные) слова?
Рано или поздно с этой проблемой сталкивается большинство родителей.

Причины сквернословия:

  • бездумное повторение неприличных слов без намерения оскорбить кого-либо (обычно у детей младшего дошкольного возраста);
  • повторение часто употребляемых ругательств за другими людьми из-за их заразительной эмоциональности; это способ выразить свои чувства (дошкольный и младший школьный возраст);
  • стремление продемонстрировать свою взрослость и независимость (младший школьный и подростковый возраст);
  • желание позлить, подразнить взрослого или отомстить ему (подростковый возраст).

Если сквернословит младший школьник:

1) объясните, что ругань является частью нашего языка, но не следует навязывать ее тем, кого она оскорбляет;
2) скажите, что вы знаете о существовании и значении бранных слов, но они вам не нравятся;
4) обратите внимание ребенка на то, что в вашей семье не принято употреблять такие слова;
5) предложите выразить свои чувства другими словами.

Бесполезно:
1) ругать или запрещать;

2) бить по губам или заставлять мыть рот с мылом.

Полезно:

  • следить за собственной речью — если вы сами при ребенке используете бранные слова, не удивляйтесь, что он начнет их повторять;
  • объяснить, что люди используют ругательства в самом крайнем случае — когда от непереносимых чувств (отчаяния, гнева, разочарования) им не хватает слов;
  • научить справляться с отрицательными эмоциями;
  • научить реагировать на чужую грубость или агрессию.

Рушит, крушит, ломает…

Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо, в том числе топанье ногами, хлопанье дверью, разбрасывание вещей, порча имущества. Некоторые дети рвут книги, ломают мебель и даже устраивают поджоги.

Механизм косвенной агрессии связан с феноменом «переноса».

Например, ребенок, которому взрослый не разрешил что либо делать (смотреть телевизор, не пустил гулять, потребовал выполнения домашних заданий и т.д.), как правило, не осмеливается открыто проявить свой гнев и «переносит» всю свою злобу на другой объект, попавшийся под руку.

Нередко такое поведение демонстрируют дети, уставшие от запретов и чувствующие сильную агрессию против взрослых. Порой дети из чувства зависти и стремления самоутвердиться уничтожают что-либо, созданное другими людьми (детьми).

Чаще всего в основе желания ломать, портить и разрушать лежат неуверенность в себе и вражда по отношению к людям.

Советы родителям:

  • высказывайте недовольство и раздражение поведением ребенка в достаточно мягкой форме, объясняйте, почему вы не одобряете такого поведения;
  • силовое принуждение ребенка к повиновению может вызвать еще большее стремление к разрушениям;
  • каждый раз предлагайте ребенку устранить учиненный им разгром: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы создать беспорядок, поэтому сможешь привести все в порядок»);
  • не заменяйте сломанные ребенком предметы новыми и не спешите убирать обломки — пусть последствия поведения будут наглядно видны.

Дерётся

Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

Обращение с детьми до вспышки агрессии:

  • отвлечь, предложить ребенку интересное занятие;
  • предложить ребенку игрушку, которую можно мять или кусать;
  • физически удержать от нападения;
  • дать детям возможность самим разобраться в конфликте (взрослые контролируют события, но не выступают арбитрами).

Почему не следует использовать телесные наказания:

  • ребенок может стать робким, нерешительным, неуверенным, пессимистичным;
  • ребенок может начать бояться взрослых; со временем неприязнь может перейти в ненависть;
  • телесные наказания — это модель агрессивного поведения. Дети могут подражать наказывающим их взрослым.

Обращение с детьми после вспышки агрессии:

  • сказать резкое слово драчуну и утешить пострадавшего. Не следует насильно принуждать ребенка к извинению;
  • удалить ребенка из комнаты на 1–2 минуты в знак своего неодобрения;
  • ограничить внимание, уделяемое агрессивному ребенку;
  • если используется наказание (лишение игры на компьютере), то оно должно следовать непосредственно за проступком и быть недолгим по времени — ребенок быстро забудет причину наказания, а гнев и обида на взрослых останутся;
  • не отвечать агрессией на агрессию;
  • терпеливо объяснять ребенку, чем неправильно его поведение.

Материал для подготовки  к экзаменам учащихся 9 и 11 классов. 

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?

Поддерживать ребенка – значит верить в него.  Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

—        Опираться на сильные стороны ребенка,

—        Избегать подчеркивания промахов ребенка,

—        Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах,

—        Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку,

Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

  • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Психологические рекомендации  для учителей, готовящих детей к единому государственному экзамену

• Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.

• Помогайте подростку поверить в себя и свои способности.

• Помогайте избежать ошибок.

• Поддерживайте выпускника при неудачах.

• Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.

• Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.

• Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

Советы классному руководителю

Одной из основных целей единого государственного экзамена является получение более эффективного инструмента оценки качества образования. Введение экзамена в тестовой форме предполагает наличие готовности ее участников. Поэтому сегодня особым образом актуализируется оказание психологической, педагогической и информационной поддержки всем участникам эксперимента.

Сегодня, когда идет организационно-технологическая подготовка к ЕГЭ, прослеживается общее нарастание тревожности перед тестированием. Именно поэтому перед нами встает задача – определить возможные направления психологической работы с учащимися по снятию напряжения и страха перед тестированием, рассказать о тех методах и приемах самоорганизации, которые помогут ученику актуализировать свои знания в процессе тестирования.

Экзаменационная (тестовая) тревожность

Экзамены представляют собой нелегко, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены, уверенные в успехе. У других – экзамен и оценка за него тесно связаны с беспокойством и тревогой. Они не только накануне экзамена, но иногда лишь при мысли о нем испытывают состояние страха, неуверенности в себе и тревоги. Эти состояния называются экзаменационной или тестовой тревожностью.

Наблюдается в состоянии экзаменационной тревожности и стресса:

• нарушение ориентации, понижение точности движений;

• снижение контрольных функций;

• обострение оборонительных реакций;

• понижение волевых функций.

Именно поэтому крайне необходима психолого-педагогическая  помощь, как во время подготовки, так и во время проведения ЕГЭ.

Как помочь детям подготовиться к экзаменам

• Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

•  Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена.

• Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок.

• Помогите детям распределить темп подготовки по дням.

• Приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

В подготовительный период рекомендуем:

• Оформить уголки для учащихся, учителей, родителей.

• Не нагнетать обстановку.

• Повысить степень «прозрачность» подготовки и проведения ЕГЭ.

Психологические рекомендации организаторам ЕГЭ

Какие факторы могут повлиять на создание атмосферы спокойной, творческой активности учащихся?

Состояние самой аудитории:

•  Аудитория должна быть чистой, ухоженной, желательно с комнатной зеленью. Наличие зеленого цвета помогает человеческому глазу отдохнуть и расслабиться. Кроме этого зеленый в целом благотворно, успокаивающе влияет на психику человека.

Как создать позитивный психоэмоциональный настрой участников ЕГЭ

• Начало любого контакта, особенно с незнакомыми людьми, — это прежде всего улыбка, доброжелательные интонации в голосе, внимание к каждому присутствующему.

• Словесные установки учителя-организатора должны повышать уверенность ученика в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, том больше вероятность сделать ошибку.

Уважаемые выпускники!

Прежде чем давать Вам психологические рекомендации, необходимо заметить, что даже если Вы будете сдавать единый государственный экзамен не в своей школе:

• Вас встретят доброжелательные педагоги,

• Каждый будет обеспечен рабочим местом и всеми необходимыми материалами,

• На все организационные вопросы Вы сможете получить ответы у педагогов.

Ознакомьтесь с рекомендациями при подготовке к экзамену, возможно, они помогут Вам рационально организовать свою деятельность. При необходимости обратитесь к школьному психологу – он поможет Вам овладеть конкретными методами, приемами и способами саморегуляции, психотехническими упражнениями, позволяющими управлять своим эмоциональным состоянием, регулярно посещайте психологические занятия.

Следует выделить три основных этапа:

• подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом,

• поведение накануне экзамена,

• поведение собственно во время экзамена.

Подготовка к экзамену:

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
  • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
  • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
  • Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Накануне экзамена
  • Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
  • В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
Во время тестирования
  • В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
  • В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.
  • При получении результатов тестирования ты имеешь право, если не согласен с оценкой, подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.

Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.

  • Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
  • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект — забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать очки.
  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).
  • Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.