Профориентация (профессиональное самоопределение обучающихся)
Уважаемые обучающиеся, родители (законные представители), классные руководители!
Материалы, размещенные на этой странице помогут вам в профессиональном самоопределении.
Положение о сопровождении профессионального самоопределения обучающихся
Положение о службе планирования профессиональной карьеры
План профориентационной работы в ГБОУ гимназии г. Сызрани на 2024-2025 учебный год
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение учащихся. Профориентация реализуется через образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в гимназии:
— оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
— выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы в гимназии:
—получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
-выработка гибкой системы сотрудничества с учреждения профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация.
Этапы и содержание профориентационной работы в ГБОУ гимназии г.Сызрани в 2024-2025 учебном году:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- Представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в гимназии:
- Размещение материала для учащихся и родителей на сайте в разделе «Профессиональное самоопределение учащихся».
- Осуществление взаимодействия с учреждения СПО и ВУЗов.
Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий и др.;
- Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Расширение знаний в рамках школьных предметов;
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ (памятка для родителей)
- Принятие решения о выборе профессии
Важнейшая задача – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности. На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.
Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.
Типичные ошибки при выборе профессии:
- Выбор профессии «за компанию». Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.
- Выбор престижной профессии. В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).
- Отождествление учебного предмета с профессией. Например, учащаяся хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.
- Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится. К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
- Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии. Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).
- Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах. Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.
- Выбор профессии под давлением родителей. Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка: нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту; часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.; еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.
Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае – высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем:СПО– ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.
Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.
Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
- Первый фактор – «Хочу» Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.
- Второй фактор – «Могу» Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
- Третий фактор – «Надо» Узнайте, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
1.Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
2.Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
3.Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
4.Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.
Что можно выявить с помощью профориентационных тестов и как это поможет в выборе профессии?
Профориентационное консультирование
Зачем ребенку участвовать в профессиональных конкурсах?
Справочник профессионального обучения для лиц с ОВЗ
ЦПО (центр профессионального образования) Самарской области по поручению министерства образования и науки Самарской области на сайте «Куда пойти учиться» (http://kuda.samara.edu.ru/) создан раздел о возможностях получения профессионального образования и прохождения профессиональной подготовки лицами с ОВЗ: http://kuda.samara.edu.ru/index.php?r=site/page&view=ovz.В этом разделе размещен Справочник направлений обучения, профессий и специальностей профессионального образования, рекомендуемых инвалидам и лицам с ОВЗ для обучения в 2024-2025 учебном году: http://kuda.samara.edu.ru/index.php?r=site/page&view=ovzs.
Переводчик: сфера профессиональной деятельности
Проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6 – 11-х классов общеобразовательных организаций
«Билет в будущее»
Общая информация о проекте, полезная для всех категорий участников
(учащихся, родителей, педагогов): http://bilet-help.worldskills.ru/
информация для школьника: http://bilet-help.worldskills.ru/participant
инструкции для школ и педагогов-навигаторов: http://bilet-help.worldskills.ru/school
Набор по очной форме обучения в образовательные организации МВД России в 2025 году
Вступительные испытания и преимущества поступления в образовательные организации системы МВД России.
ГУ МВД России по Самарской области в 2025 году осуществляется набор по очной форме обучения в следующие образовательные организации системы МВД России:
1. Санкт-Петербургский университет МВД России по специальностям: 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» очная форма обучения, срок обучения – 5 лет.
2. Волгоградская академия МВД России по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», 40.03.01 «Судебная экспертиза», 40.05.01 «Правоохранительная», очная форма обучения, срок обучения – 5 лет.
3. Казанский юридический институт МВД России по специальности: 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» очная форма обучения, срок обучения – 5 лет.
4. Нижегородская академия МВД России по специальностям: 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», 40.05.02 «Правоохранительная деятель-ность», 38.05.01 «Экономическая безопасность», очная форма обучения, срок обуче-ния – 5 лет.
5. Орловский юридический институт МВД России по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», очная форма обучения, срок обучения – 5 лет.
6. Белгородский юридический институт МВД России по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» очная форма обучения, срок обучения – 5 лет.
Преимущества поступления в образовательные организации системы МВД России:
1. Бесплатное проживание в течении 5 лет.
2. Бесплатное получение высшего образования.
3. Ежемесячное денежное довольствие курсанта 1 курса составляет 13.000 т.р.
4. Гарантированное трудоустройство по окончании обучения.
5. Заработная плата не менее 35.000 т.р. с последующим ростом при увеличении стажа службы и получения очередных званий.
6. Ежегодные отпуска в количестве 40 календарных дней.
7. Бесплатное медицинское обслуживание.
8. Санаторно-курортное лечение.
9. Возможность выхода на пенсию после окончания образовательной организации через 15 лет службы.
10. Возможность получения дополнительного образования после окончания обучения (адъюнктура).
11. Отсрочка от призыва на военную службу на период обучения и службы в органах внутренних дел.
12. Перспективы карьерного роста и перемещения по различным должностям служб и подразделений ОВД.
13. Полное и бесплатное обеспечение форменной одеждой на период обучения и прохождения службы.
По вопросам поступления в образовательные организации системы МВД России обращаться по телефону: 8 (8464) 35-50-68
Как ребёнку выбрать профессию?
Что поможет выбрать учебное заведение.
Правильно ли выбрана будущая профессия?
Каталог полезных интернет — ресурсов по профориентации
- www.metodkabi.net.ru — «Методический кабинет профориентации» психолога-профконсультанта Галины Резапкиной
- www.msu.ru/work — Раздел «Профориентация и трудоустройство» сайта Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
- www.profcareer.ru — Центр тестирования и развития «Гумантиарные технологии»
- www.profor.ru — Персональный сайт психолога Юрия Тюшева «Профориентация для всех»
- www.job.ru — «Всё о работе. Вакансии и резюме, аналитика, кадровые агентства». Профессиональный ресурс для подбора сотрудников по всем регионам России, стран СНГ и Балтии и поиска работы по 37 отраслям.
- www.csta.mosuzedu.ru — сайт Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Академический» Юго-Западного окружного управления Департамента образования г.Москвы. Адресован детям и подросткам, их родителям, а также специалистам образовательных учреждений, занимающимся профориентационной работой.
- www.labor.ru — официальный сайт Департамента труда и занятости г.Москвы. Содержит информацию, необходимую для содействия в трудоустройстве и подборе персонала.
- www.lacedu.ru — сайт Информационно-аналитического центра (ИАЦ) Департамента образования г.Москвы.
- www.profedu.ru — портал профессионального образования Москвы. Адресован старшеклассникам и выпускникам школ.
- www.proftime.edu.ru — сайт «Время выбрать профессию» Московского психолого-социального института.
- www.psykonvoy.ru — сайт Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» Юго-Западного окружного управления Департамента образования г.Москвы. Адресован специалистам образовательных учреждений, занимающихся профориентационной работой, подросткам и их родителям.
- www.shkolniky.ru — сайт Столичного центра профориентации «Разумный выбор». Адресован старшеклассникам, стоящим перед выбором профессии, и специалистам, работающим с подростками.
- www.profvibor.ru — сайт «Электронный музей профессий». Адресован прежде всего учащимся 8-11 классов.
- www.profcenter.mosuzedu.ru — сайт Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Ясенево» Юго-западного окружного управления Департамента образования г.Москвы. Адресован специалистам образовательных учреждений, занимающимся профориентационной работой, детям и подросткам в возрасте от 10 до 18 лет и их родителям.
- www.urc.ac.ru/abiturient/index.html — общероссийская информационно-справочная система «Абитуриент». Предназначена для поступающих в вузы и школы России.
- www.profcenter.educom.ru — городской портал профессиональной ориентации г.Москвы.
- www.start4you.ru — сайт «Образование карьера». Информационно-справочный ресурс для выпускников школ и студентов.
- www.ucheba.ru — крупнейший образовательный сайт, который входит в структуру Издательского дома «Всё для Вас». Сайт адресован абитуриентам, студентам колледжей и вузов, классифицированных по различным признакам.
- https://postupi.online/ — Вы можете смотреть профессии на видео, узнать больше об интересущей вас профессии, можете сразу же найти программы обучения, вузы, в которых вы сможете получить выбранную профессию. Если вам сложно определиться с профессией, нажмите кнопку «Помочь выбрать». Пройдите профориентационный тест и помоделируйте свое будущее. Вы можете моделировать ваше будущее в любой момент, находясь на любой странице сайта. На страницах сайта вы можете получить ответы на вопросы: какие профессии я могу получить в вузе, какие профессии я получу, выбрав эту специальность, какие профессии я смогу получить, закончив эту программу обучения, какие профессии мне подходят, где учиться, чтобы получить эту профессию, сколько зарабытывают профессионалы этой профессии, какие вакансии на рынке труда есть по этой профессии и т.д.
Куда пойти учиться?
Профориентационный портал «Первые шаги в будущее» (http://trud22-first-step.ru